По данным Ассоциации туроператоров России, число российских туристов, отдыхающих в Греции, выросло на 500%. Электронное бронирование путешествий (e-travel) стало обычным делом для российских туристов. Об этом свидетельствуют результаты исследования PayPal и DataInsight, а также большое количество недавних онлайн-заказов и платежей (46% — авиабилеты, 49% — железнодорожные билеты и 31% — бронирование гостиниц). Единственный сектор туристических услуг, в котором до сих пор преобладают офлайн-заказы, — это экскурсии. Исследования показали, что варианты экскурсий чаще всего ищут онлайн, но окончательное бронирование происходит офлайн (39%).
Согласно данным проведенного опроса, несмотря на то что общее число туристов в этом году несколько ниже, чем в 2015-м (к примеру, лишь 26% респондентов выезжали за границу в 2016 году — по сравнению с 30% в 2015-м), на российском туристическом рынке зафиксирован устойчивый рост доли онлайн-заказов.
69% активных интернет-пользователей сообщили, что интернет помогает им найти более выгодные цены на поездки, а 57% заявили, что интернет значительно облегчает процесс бронирования и оплаты туристических услуг. Среди тех, кто путешествовал в течение последних 12 месяцев, 20% заявляют, что купили онлайн-билеты на поезд, а 18% приобрели таким способом авиабилеты. Третьим по счету идет онлайн-бронирование отелей: 17% респондентов забронировали и/или заплатили онлайн за номер в гостинице. Также по сравнению с 2015 годом отмечено увеличение доли бронирований, совершенных и оплаченных через интернет. Эта тенденция становится все более явной в отношении авиабилетов: постепенно россияне приходят к использованию только интернет-сайтов для покупки билетов (от 80% до 92% в этом году).
Большую часть тех, кто часто оплачивает туристические услуги с помощью интернета, составляют женщины. Исследование также выявило интересные данные демографического профиля тех, кто совершает покупки в интернете:
— люди в возрасте 35-54 лет чаще оплачивают с помощью интернета туристические услуги, в этой группе преобладают женщины;
— большинство онлайн-авиабилетов покупают в крупных городах, в то время как те, кто приобретает билеты на поезд или заказывает гостиничные номера, проживают в основном в городах с населением около 100-400 тысяч человек. Самые популярные сайты на рынке туристических онлайн-услуг — это веб-сайт «Российских железных дорог» (им пользовались 43% респондентов), веб-сайты авиакомпаний (30%), бронирование жилья (29%), услуги поиска авиабилетов (22%) и бронирование номеров на веб-сайтах гостиниц (21%).
В ходе опроса также изучался демографический профиль новых популярных сервисов, таких как AirBnB и BlaBlaCar. 8% респондентов воспользовались их онлайн-услугами для краткосрочной аренды комнат или квартир, а 11% арендовали место в автомобиле (ridesharing). Исследование показало, что квартиры арендуют в основном молодые люди (55% в возрасте до 35 лет), среди них поровну мужчин и женщин (51% мужчин, а общее число мужчин, пользующихся туристическими онлайн-услугами, составляет лишь 44%). При этом немного выше доля респондентов, чьи семьи имеют доход выше среднего (семейный доход 9% составляет более 150 тысяч рублей в месяц, а из общего числа пользователей онлайн-услугами их доля — 6%). Картина с арендой мест в автомобиле складывается несколько иначе: еще выше процент мужчин (56%), 37% жителей небольших городов (до 100 тысяч жителей) и 35% из семей с низким доходом (30 тысяч в месяц). При планировании отпуска россияне все чаще выбирают Грецию.
По данным Ассоциации туроператоров России, несмотря на экономические проблемы и продолжающийся кризис с беженцами на побережье, в Греции наблюдается рост числа российских туристов более чем на 500%.
«Совместно с PayPal мы три года подряд проводили исследование российского рынка онлайн-путешествий», — рассказал Борис Овчинников, партнер DataInsight. — И теперь у нас есть весьма четкое представление о рынке и его формировании в эти годы. Например, те, кто раньше считал поездки за границу роскошью, но все же смог отправиться в путешествие, делают все возможное, чтобы продолжать проводить отпуск за пределами своей страны. Это люди старше 55 лет, с семейным доходом менее 50 тысяч рублей в месяц, проживающие в городах малого и среднего размера. Проведя отпуск за рубежом, они впоследствии ищут возможность совершать такую поездку по крайней мере раз в год».
«Мы полагаем, что переход к онлайн-услугам в сфере туризма в ближайшие годы продолжится, поскольку пользователи будут искать наиболее выгодные цены, если смогут доверять этим услугам», — отметил Владимир Малюгин, глава российского отделения PayPal. «В прошлом году мы расширили программу защиты потребителей нематериальными активами, в том числе включив в нее билеты и туристические услуги, чтобы наши клиенты могли спокойно планировать свой долгожданный отпуск. Хорошая новость: PayPal в настоящее время доступен на веб-сайтах и в приложениях крупнейших организаций туристической индустрии — от всемирно известных авиакомпаний до менее крупных фирм, занимающихся арендой элитных коттеджей на греческих островах», — добавил он.
А.Лидорикис