Как сообщается на официальном сайте Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, в музее с 7 июля по 30 сентября будет открыта выставка «Наметив контуры резцом», которая посвящена Человеку и его изображению в памятниках нумизматики от Античности до Нового времени. Выставка, которая стала результатом совместной работы сотрудников музея им. А.С. Пушкина, благотворительного Фонда содействия социальным и культурным программам и музея Бенаки (г. Афины, Греция), проводится в рамках программы «2016 – год Греции в России, России в Греции».
В выставке участвуют 223 экспоната, среди них – 200 монет разных эпох и регионов.
Основная идея выставки – благодаря коллекции нумизматики продемонстрировать трансформацию образа человека во времени.
Выставка насчитывает пять разделов, один из которых , несомненно, будет иметь повышенный интерес – «Боги и герои», где можно будет увидеть, как на монетах изображали богов. Чаще всего художники наделяли их идеальными пропорциями и спокойными лицами.
Ещё один раздел – «Человеческий фактор». Здесь на памятниках нумизматики изображены как конкретные исторические личности, так и вымышленные мифические персонажи.
Третий раздел «Метаморфозы и персонификации» рассказывает об окружающем мире греков и римлян: реки, горы, источники, города.
Раздел «Человеческие формы и художественные вызовы» связан со всем богатством художественных приемов, которые использовали мастера различных эпох, воспроизводившие человека и его тело в различные моменты жизни на миниатюрном поле монеты.
Наконец, в пятом разделе «Распространение традиции антропоморфных изображений», экспонаты показывают, как античные идеи антропоморфизма развивались и трансформировались в варварском, средневековом и мусульманском мирах.
На выставке представлены уникальные предметы, например, византийская камея с изображением Христа (XII век; предоставлено Музеем Бенаки) в оправе XVI века из золота и драгоценных камней, статуэтка Аполлона с посвятительной надписью Аполлону и Корам (бронза, литье, Беотия, начало V века до н. э.; Музей Бенаки), редкая серебряная тетрадрахма из Сиракуз (около 278–276 до н. э.; из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина), арабская имитация золотого византийского солида императора Ираклия, (около 694 – 696 н. э., из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина).